Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Итоги «Слёта пеликанов»
 
  21 апреля 2017

В XVIII конкурсе педагогического мастерства «Слет пеликанов – 2017» третий год подряд победила студентка образовательной программы «Математика».

Конкурс педагогического мастерства среди студентов, проходивший в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета с 13 по 18 апреля 2017 года, второй раз проходил под собственным брендом – «Слет пеликанов». Эта благородная птица, взявшая «под свое крыло» наше традиционное мероприятие, символизирует милосердие и заботу: легенда гласит, что при угрозе голодной смерти самка пеликана разрывает себе грудь и, жертвуя собственной жизнью, кормит птенцов своей кровью.

В течение всей недели восемь студентов, представителей своих образовательных программ, а также их команды приняли участие в напряженных состязаниях по различным номинациям. Вот их имена: Юлия Камаха (ОП «Математика»), Светлана Дамашева (ОП «Языковое образование»), Алиса Гадирова (ОП «Биология и химия»), Ксения Артамонова (ОП «Начальное образование»), Алёна Колесникова (ОП «Дошкольное образование»), Олег Столбовой (ОП «История»), Елизавета Шмонина (ОП «География») и Яна Сабайтис (ОП «Восточные языки»).

Конкурс открыли выступления команд в номинации «Визитка» на тему «Снова в школу!». Задача каждой пятерки состояла в том, чтобы не более, чем за 7 минут, используя весь свой артистизм и доступные средства, но не ограничиваясь показом слайдов и видеороликов, показать сценическую интерпретацию этой фразы. Каждая из команд нашла свой уникальный творческий подход к выполнению этого домашнего задания. Представители ОП «Биология и химия» связали в своем скетче точки зрения школьницы, студентов-практикантов и учительницы, украсив его песней Евгения Жука (под собственный аккомпанемент на гавайской гитаре) о сорванце, который сидел за партой и не подозревал о том, что ему придется вернуться в школу, но уже в другом качестве. Обычную жизнь педагога за пять минут, «от малышки до учительницы», с любовью и восхищением представили математики. Будущие учителя русского языка и литературы взглянули на ситуацию под другим углом: у них «снова в школу» пришли не ученики, а их родители (те самые «яблони», от которых их «яблочки» упали так близко). А вот их коллеги с ОП «Дошкольное образование» красочно обыграли и шляпы Боно, и детей – «цветы жизни». «Восточники» помечтали о кнопке, с помощью которой можно было бы вернуться в прошлое (точнее, на педагогическую практику в школе), чтобы исправить допущенные ошибки. Географы заставили зрителя задуматься о сложности выбора профессии (особенно профессии педагога), заверив всех в заключение, что о своем выборе они не жалеют. Историки проиллюстрировали трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель, и сделали это с юмором, сочувствием и знанием дела. У завершавшей выступления в этой номинации команды ОП «Начальное образование» мысли пошли в том же направлении, что и у математиков. Будущие учителя начальных классов решили растрогать зрителя биографией учительницы – от поступления в первый класс до момента, когда в первый класс пошла уже ее внучка. Разумеется, что тем или иным путем все пришли к одному выводу: снова в школу – это здорово. В тот же день начались соревнования и в личном зачете. Все основные участники собрались в конференц-зале, где им предстояло написать эссе на тему «Учитель: взгляд из будущего». Критериями оценки этого письменного рассуждения на заданную тему были, в частности, понимание современных тенденций развития образования в России и других странах, умение обосновать свою позицию, подкрепив конкретными примерами из СМИ, собственной школьной и педагогической практики, оригинальность формы и содержания, соблюдение норм культурной речи. На второй день конкурса основным участникам предстояло справиться с таким сложным испытанием, как «Педагогическая экспертиза». Каждый из ребят по очереди выходил к микрофону в качестве «эксперта» и, по истечении двух минут, предназначенных на обдумывание, высказывал свое мнение по заданной проблеме обучения, после чего его коллеги (как «члены экспертного совета») имели право задавать ему вопросы. Как и в прошлом году, «экспертам» предлагались для размышления не только вопросы, но и связанные с ними видеосюжеты, в которых ряд авторитетных людей (включая министра образования и науки РФ О.Ю. Васильеву, ее предшественника на этом посту Д.В. Ливанова и специалистов в более узких областях) высказывался по тем или иным проблемам обучения. «Конкурс в целом показал мне, на что я способна и над чем еще нужно поработать, а эта номинация (самая сложная!) дала еще и пищу для размышлений», — призналась впоследствии Яна Сабайтис.

В тот же день продолжили борьбу и команды. Второй день конкурса завершила проходившая в конференц-зале номинация — круглый стол, посвященный обсуждению «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Члены каждой из команд по очереди беседовали с ведущим круглого стола (в этой роли выступила начальник управления воспитательной работы и молодежной политики Школы педагогики ДВФУ Г.В. Хомулло), стараясь продемонстрировать, как внимательно она прочитали и насколько глубоко поняли обсуждаемый документ.

Бесспорной кульминацией конкурса стал его третий день. В среду основные участники давали открытые показательные уроки в детском саду № 39 и в школе-гимназии №29. Перед ними стояла непростая задача дать не просто урок, а урок-открытие. Нельзя не увидеть определенный символизм, что главная номинация нашего весеннего конкурса началась с занятия, посвященного первоцветам, с которыми в ходе игр познакомила воспитанников детского сада Алёна Колесникова. Как бы подхватив эстафету, Ксения Артамонова помогла своим третьеклассникам понять, какое значение для жизни человека имеют растения. Казалось бы, что может быть интересного для пятиклассника в долях и обыкновенных дробях? Но будущий учитель математики Юлия Камаха на деле доказала, что этот материал может быть увлекательным. Олег Столбовой выбрал для своего урока одну из самых сложных тем отечественной истории – эпоху Ивана Грозного. И аудитория откликнулась: десятиклассники включились в аргументированную дискуссию и друг с другом, и с Олегом Игоревичем. На уроке китайского языка Яна Сабайтис не только рассказала ученикам шестого класса о происхождении иероглифов, но и предложила им попрактиковаться в каллиграфии – древнем искусстве выражения своего внутреннего мира и достижения гармонии между «инь» и «ян». На уроке географии семиклассники путешествовали вместе с Елизаветой Шмониной по бескрайним просторам всех климатических зон Евразии, а на уроке химии Алисы Гадировой класс превратился в настоящую химическую лабораторию. Завершивший день урок русского языка на тему «Односоставные предложения» получился глубоким, почти философским, как благодаря мастерству педагога Светланы Дамашевой, так и благодаря взятым ей в качестве примеров отрывков из великолепной прозы Виктора Астафьева и Юрия Яковлева.

В понедельник, 17 апреля, конкурсные выступления завершились номинацией командного зачета «Мероприятие на заданную тему», где команды показывали фрагмент мероприятия, а команда другой образовательной программы играла роль воспитанников. Все мероприятия были посвящены Году экологии. Ребята не упустили случая проявить свои творческие способности по максимуму. Для того, чтобы лучше объяснить «ученикам», как важно беречь природу, «учителя» задействовали на сцене актового зала самых разнообразных персонажей: Лесовичка, Дерево, Птицу, Фею, Тигра, Заповедник, «Красную книгу» и даже куклу Билли (персонаж триллера «Пила», который обычно появляется на экране телевизора и объясняет потенциальным жертвам, какое задание им нужно выполнить, чтобы выбраться из ловушки).

18 апреля состоялось торжественное подведение итогов конкурса.

— Я испытал чувство гордости за нашу педагогическую профессию, — отметил директор Школы педагогики ДВФУ профессор С.В. Пишун. — Мы готовим таких замечательных ребят и отправляем их в жизнь. Хочу сказать огромное спасибо тем, кто этот конкурс организовывал, кто является его душой. В первую очередь, Галине Викторовне Хомулло. В этом году конкурс празднует, по человеческим меркам, свое совершеннолетие, а Галина Викторовна начала работать у нас с 1999 года. Именно тогда и зародился этот конкурс. Хочу также поблагодарить и команду, которая помогала Галине Викторовне, и наше уважаемое жюри. Ведь я понимаю, как это трудно – объективно и справедливо выставить баллы ребятам, которые отдаются этому конкурсу полностью, стремясь показать свои лучшие качества. Нам сейчас показали фотохронику конкурса, и я обратил внимание на то, какие у детей (и у детсадовцев, и у гимназистов) воодушевленные лица, насколько ребята поглощены происходящим на уроке. Я убежден, что это нашим студентам так удалось сконцентрировать внимание учеников на себе, и это очень важно. Хочу сказать, что ваше участие в таком конкурсе – это уже ваша победа. Участники конкурса, вы – победители, независимо от того, какое место займете (первое, второе или пятое), потому что смогли мобилизоваться и выступить. Нельзя не отметить и помощь, которую оказали конкурсантам их команды: сплоченность, взаимовыручка, «чувство локтя» – всё это пригодится вам в будущей профессии.

Первыми на сцену поднялись, чтобы получить благодарности из рук директора Школы педагогики С.В. Пишуна, члены оргкомитета. Их сменили члены жюри, что в течение недели честно и беспристрастно, справедливо и доброжелательно оценивали выступления команд и участников. Нашли заслуженные награды и педагогов-наставников.

И вот наступил самый волнительный момент – время вручения заслуженных наград главным виновникам торжества.

Диплом победителя в командном зачете получила команда ОП «Начальное образование», «серебро» завоевали историки, а «бронзу» – математики. При этом разрыв в баллах между будущими учителями начальных классов и будущими учителями истории составил всего одну сотую балла: вот такая была борьба!

Затем были награждены участники личного зачета. По решению оргкомитета, специальным призом победителя была награждена Светлана Викторовна Дамашева – первый за всю историю конкурса принявший в нем участие магистрант. А среди студентов бакалавриата пьедестал почета выглядел следующим образом:

  • I место – Юлия Камаха (ОП «Математика»);
  • II место – Яна Сабайтис (ОП «Восточные языки»);
  • III место – Олег Столбовой (ОП «История»).
  • Оргкомитет решил вручить специальный диплом студентке ОП «Биология и химия» Алисе Гадировой за победу в номинации «Лучший конкурсный урок-открытие».

— Для меня конкурс педагогического мастерства был своеобразной проверкой на прочность и на зрелость, — признается победительница «Слёта пеликанов – 2017» Юлия Камаха. — Я узнала себя с новой стороны, и к тому же это был источник новых идей, сил, вдохновения. Спасибо всем, кто был рядом, кто помогал, поддерживал, оценивал, и, конечно, организаторам, за то, что дали возможность участвовать и победить. Это неожиданно, но приятно. Физмат, спасибо! Спасибо, Татьяна Алексеевна Пидюра!

Конкурс педагогического мастерства в Школе педагогики ДВФУ отпраздновал свое символическое совершеннолетие, в очередной раз доказав свою особую роль в профессиональном становлении будущих педагогов. По поводу этого неофициального юбилея в адрес «Слета пеликанов» прозвучало много слов искренних благодарности и добрых напутствий. «Пусть этот конкурс живет еще 118 лет!» — пожелала Светлана Дамашева. Итак, восемнадцатый конкурс педагогического мастерства официально завершился, но «пеликаны» незримо остаются с нами. Анализ и живое обсуждение событий главного ежегодного конкурса среди студентов Школы педагогики будут продолжаться еще долго. В общем, можно смело сказать, что подготовка к девятнадцатому «Слёту пеликанов», который состоится в 2018 году, уже идёт.

 

И.В. Варицкий

Фото автора





 


Website Security Test